0+
Логотип сайта
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Создание в ДОУ условий для сохранения и развития этнокультурных традиций и народного творчества

Создание в ДОУ условий для сохранения, поддержки и развития этнокультурных традиций и народного творчества.

Презентация

Сл 2 Мы хотим, чтобы родная культура

Стала неотъемлемой частью души наших малиновских детей

Эта фраза ключевая в нашей работе

Встаёт вопрос, почему это так важно…, что хранит в себе национальная культура?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос

Ответы…………………

Сл 3 Подведём итог сказанному: этническая национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания,

- Она позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору

Вот мы с вами и озвучили  актуальность данной темы и я думаю, что пришли к единому мнению, что необходимо сохранять, поддерживать и развивать этнокультурные традиции и народное творчество.Процесс познания и усвоения народной культуры должен начинаться как можно раньше.

Сл 4 Наш детский сад «Малиновка», с целью сохранения, поддержания и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры, уже много лет работает в русле этнической (русской) культуры, учитывая тот факт, что воспитанники детского сада русской национальности.

Освоение этнокультурного наследия в нашем детском саду - это не проведение отдельных праздников, стилизованных "под фольклор" - это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию воспитательного образовательного процесса  и предметно - пространственной среды.

Сл 5 Этнокультурная составляющая воспитательно - образовательного процесса в нашем детском саду, до недавнего времени осуществлялась по авторской программе  Ветошкиной Н.В. «Надежда», в настоящее время осуществляется по авторской программе Кривошеиной Е.В. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры», которая на данном этапе проходит апробацию и готовится к лицензированию.

Немного о программе и о работе в данном направлении.

Программа  «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»  основана на традициях и ценностях русской народной культуры и региона.

Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, программа обеспечивает: развитие личности с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей возраста в различных видах общения; интеграцию всех образовательных областей:

Сл 6 Введение в предмет «Народная культура» начинается со 2 младшей группы (3-4 года). Дети знакомятся с устным народным творчеством, колыбельными песнями, пестушкам, потешкам, сказкам. Стремимся помочь ребёнку осмыслить своё отношение к маме, научить его более действенному проявлению любви к ней. Большое место занимает общение с природой: ознакомление со временами года, птицами, животными, деревьями. Знакомство с русской народной одеждой, с предметами русского быта и с народными праздниками.

К подготовительной группе(6-7 лет),  идёт обобщение, систематизация  и расширение полученных знаний  о семье, о роде, о земле русской, о богатырях Руси, о народном творчестве, о природе, о народных традициях и обычаями христианских и народных праздников, об истории и культуре вятского края. Знакомим детей с триединым миром, с древними славянскими богами.

А сейчас я  приглашаю вас  совершить виртуальную экскурсию в наш детский сад, где вы окунётесь в мир этнической (русской) культуры и познакомитесь с приоритетами нашей  работы.

каждый приоритет  я условно назвала залом)

Сл. 7 И так мы начинаем нашу экскурсию – зал 1..

Знакомство детей с этнической (русской) культурой  без погружения в атмосферу национального быта дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям  глу­боко проникнуться культурой своего народа

Поэтому, знакомьтесь это наша краеведческая комната - «Комната старины».

В ней представлены предметы декоративно-прикладного искусства, предметы русского быта, одежда и многое другое. Для успешной работы в русле этнической культуры в краеведческой комнате создан банк мультимедийных презентаций этнокультурной направленности, собрана коллекция записей песен в народном исполнении, создана картотека народных и Вятских игр, здесь собраны разнообразные дидактические игры, фотоальбомы.

Сл 8 на базе краеведческой комнате, проходят интегрированные тематические и познавательные занятия,  здесь дети пробуют себя в прикладном народном творчестве, где сами становятся мастерами того или иного промысла (например: изготовлении тряпичных кукол, расписывании дымковских игрушек, на Пасху писанок и т.д.). Здесь оформляются разнообразные выставки (детского и семейного творчества, выставки народных умельцев поселка Мурыгино и др.), проходят экскурсии (как для детей, так и для родителей), организуются посиделки, игры-драматизации с использованием экспонатов краеведческой комнаты — предметов быта и одежды.

Сл 9 Чтобы вам запомнился этот зал я  предлагаю вам смастерить  своими руками

куклу – оберег «Зайчик на пальчик» который я надеюсь, пополнит вашу коллекцию народных куклы и пригодится для вашей работы с детьми.,

Этот зайка — родной брат старинной магической колыбельной куклы Бессонницы.

Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:                Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой…           

Сл 10 Создание этнической предметно – пространственной среды выходит за рамки «Комнаты старины» и находит отражение в уголках народного быта и в мини – музеях находящихся в групповых комнатах.  

 («Моя родословная»,  «Народные промыслы России и Вятки», «Государственная символика», «Народные игры и игрушки», «Мы Вятские», и другие)

Благодаря созданию такой развивающей предметно – пространственной среды дети непосредственно соприкасаются с прошлым и настоящим, приобщаются к этнической (русской) народной культур, позволяя детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Сл 11 Зал 2 –ой  – знакомство с русским фольклором

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности  этнического (русского) характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

А в этом зале вас ждет следующее задание

Определите  жанр устного народного творчества

-«В гостях хорошо, а дома лучше» (пословица)

-«Ой кулики – жаворонушки,  прилети те к нам у вадонушки» ( закличка)

-« Стенка, стенка, потолок.

Два окошка, дверь,

Звонок: «Дзи-и-и-инъ!» (потешка)

 - « Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!» (частушка)

- «Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним» (поговорка)

- Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить. (считалка)

- Жил - был царь, у царя был двор…На дворе был кол, на колу мочало, не

  начать ли сказку сначала? (докучная сказка)

Сл 12  Зал 3- Знакомство с русскими народными играми.

Народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В детском саду мы знакомим детей с разнообразными народными играми  (игры-шутки, игры-состязания, игры-прятки, игры-ловишки, игры с выбором, игры с подражанием и др.) и  традиционными ее компонентами, такими как выбор водящего (считалки, сговор).

Сл. 13 Зал 4- Приобщение детей дошкольного возраста к народным и христианским праздникам и их традициям. Народные праздники – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

В нашем детском саду традиционно проводятся фольклорные праздники «Осенняя ярмарка», «Осенины», «Капустник», «Кузьминки», «Святки на Вятке»,  «Масленица», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Ярмарка Свистунья», «Семик» или «Троицкие гулянья». Сценарии праздников разрабатываются на этническом (русском) материале с учётом  регионального компонента  (традиции, обряды, фольклор, игры, театрализованные постановки и т.д.). В фольклорных праздниках принимают участие все дети детского сада, педагоги и родители.

Давайте внимательно рассмотрим фотографии и определим, какие на них представлены Фольклорные праздники (расскажите немного о традициях и обычаях этих праздников)

Сл 14 Зал 5- Знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус.

В нашем детском саду  ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством начинается уже со II младшей группы, а в  старшей и подготовительной группе дети не только знакомятся с историй промысла, но становятся активными участниками процесса изготовления изделий и их росписи.

Викторина «Народные промыслы России»

- Игрушки эти не простые, А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки. Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор! (Дымка)

-Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

 Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрёшка)

-Резные ложки и ковши Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома)

 -Эта роспись На белом фарфоре –

Синее небо, синее море Синь васильков,

Колокольчиков звонких. Синие птицы

На веточках тонких. (Гжель)

• Коль на досточке девица Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица Это значит … .(городец)

Сл. 15  Зал 6 -  Природа – один из важнейших факторов народной педагогики

Наш народ, как и все другие народы, имеет свой ничем неоценимый опыт взаимодействия с природой, как практического плана, так и духовного, эмоционального.

В работе по данному направлению большое внимание  уделяем изучению сезонных изменений в природе, учим наблюдать и замечать, даём знания о животном и растительном мире нашего региона.  Рассказываем, как меняется быт и труд людей в зависимости от этих изменений. Учим детей  видеть красоту родной природ, беречь её и преумножать.

Задание для вас: закончить предложение, подобрав более точно и красиво сравнение, эпитеты О ПРИРОДЕ:

 1. Земля покрыта снегом, как.

2. Лед блестит у берега, как.

4. Солнце нещадно, палит, как.

5. Заря полыхает, как.

6. Дети в группе галдят, как.'.

7 Туман стелется над озером, как.

8 Дождинки текут по лицу, как.

9. Человек подошел тихо, как.

10. Ветер завывает за окном, как.

Сл.16  Зал  7 - Знакомство с историческим прошлым России.

Дошкольникам нужны знания об истории страны. Мы считаем, что необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Для того чтобы дошкольники знали, что такое Родина,  ценили и уважали  её много вековую историю, в нашем детском саду встаршей и подготовительной группе проходит цикл познавательных занятий «Великая и древняя земля Россия». Целью цикла познавательных занятий является формирование первых представлений детей об истории и культуре России. На познавательных занятиях дети узнают о жизни, быте,   традициях  русских людей (как жили, чем занимались, что любили, о чём мечтали), знакомятся с некоторыми  историческими событиями нашего государства (как начиналось русское государство, как татары завоевали Русь Матушку, знакомятся с некоторыми важными событиями, произошедшими во время Великой Отечественной войны и т.д.), знакомятся с защитниками земли Русской – богатырями и современной Российской армией.

Игра:Что бы это значило?

Задание: я вам говорю старинное слово, а  вы должна определить его  значение

Разболакаться – раздеваться  

Зрелки-зрелые ягоды

Долонь-ладонь  

Важко – тяжело, тяжко

Супостатка - соперница

Порный - сильный, здоровый

Сл.17  Зал 8 -Краеведение.

Краеведение отражает специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется воспитательно - образовательный процесс, поэтому историко-художественные краеведческие сведения составляют часть программы.  Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики (от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному), способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я – моя малая родина - моя Россия), значения Кировской области в истории и культуре России.                                                               

В нашем детском саду встаршей и подготовительной группе проходит цикл познавательных занятий «Моя семья», цель которых формировать представление о себе, о своей родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств и традиций своей семьи. Цикл познавательных занятий и экскурсий «Родной посёлок, его настоящее  прошлое и будущее», целью  цикла является формирование первых представлений детей об истории родного посёлка, о его особенностях, достопримечательностях. Цикл занятий «Мы Вятские», целью познавательных занятий этого цикла является формирование первых представлений детей об истории Вятки, её культуре (традиции, фольклор, праздники, промыслы,  диалект) и достопримечательностях.

И для вас следующее задание «Кроссворд»

По горизонтали 1. Устройство для кипячения воды и чая 2. Название города Кирова до Вятки 3. Деревянная игрушка, изображающая девушку северянку.

По вертикали 1. Старинный праздник с истоками к дымковской игрушке 4. Слобода в составе города Кирова, прославившаяся различными ремеслами. 5.Село в Юрьянском районе города Кирова памятник регионального значения, куда совершается крестный ход.

Вот мы с вами завершили виртуальную экскурсию в наш детский сад, которая помогла показать и рассказать вам о нашей работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре и, конечно же,  проверить и освежить ваши знания.

Хочется ещё немного сказать о результатах работы: дети в своей свободной деятельности используют народные игры, в активной речи используют  потешки, считалки, загадки, активно и осмысленно участвуют в фольклорных праздниках, в самостоятельной деятельности используют атрибуты  народной культуры, придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, быстро, доводят дело до конца, оказывают помощь товарищу и самое главное у детей появился интерес к изучению русской народной культуры, истории России и Вятского края.

Сл 18 В рамках работы по программе педагоги и воспитанники стали активнее  участвовать  в различных конкурсах и выставках муниципального, областного и всероссийского уровнях.

Хочется ещё отметить то, что хороших результатов мы достигли только при общей совместной  и слаженной  работе специалистов, педагогов и родителей нашего детского сада.

Сл. 19 Наши перспективы на будущее: продолжить работу по сохранения, поддержке и развитию этнокультурных (русских) традиций и народного творчества и стремится к главному результату,  к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить Родину, быть её неотъемлемой частью.

Сл. 20 Какими вырастут наши дети,  люди нового поколения – всё зависит от нас!

Фотогалерея
Поиск
Вход на сайт
Архив записей