0+
Логотип сайта

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Программа по формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Программа по формированию основ патриотизма

у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам народной культуры

Актуальность. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Самой большой опасностью, которая подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности человека. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, поэтому становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, её истории, формирование основ патриотизма должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

 На наш взгляд приобщение детей к традициям народной культуры является наиболее доступным и эффективным средством формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста, т.к. они отражают сущность нашего общественного строя, психологию народа.

Основные понятия:

Культура – это такие стабильные и внешне очевидные её компоненты, как язык, религия, устное народное творчество, обычаи, обряды, нормы социального и этнического поведения. (Н.С. Александрова)

Традиция – передача, предание – элементы культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохранившиеся в определённых социальных группах в течение длительного времени. (Г.Ф. Массова)

В толковом словаре Даля понятие «родина» объясняется так: «Родина родимая земля, чье-либо место рождения; в обширном значении - земля, государство, где кто-либо родился; в тесном - город, деревня». Здесь же понятие «патриот» и «патриотизм» трактуется следующим образом: «Патриот- любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм- любовь к отчизне»

Возрастные особенности старших дошкольников. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств. В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности патриотического воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и доступным к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. У детей старшего дошкольного возраста чувства становятся более устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие - чувства - эмоциональные, эстетические, познавательные. Ребёнок начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для детей являются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), а не их оттенки. Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно- ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребёнка, а также общение с взрослыми и сверстниками.

Патриотизм формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и педагогов. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нём норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма входят:

- когнитивный (знания, представления),

- эмоциональный (чувства),

- поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума.

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте. Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.

Программа по формированию патриотизма детей старшего дошкольного возраста опирается на ведущие педагогические идеи великих педагогов Ушинского, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, и др. Опирается на современные исследования А.Б. Запорожца, Н.Н. Подъякова С.Н. Николаевой, Т.С. Комаровой, В.И. Логиновой и др.

Программа составлена на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. Васильевой М. А., Комаровой Т. С. и на основе авторской программы по народной культуре «Надежда» Ветошкиной Н.В.

Основные цели:

- формирование у детей представлений о культуре и истории русского народа, способность воспринимать и понимать его;

-воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;

-развитие потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально- положительного отношения к окружающему;

-формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности.

- использование регионального компонента – истории Вятской земли.

Основные дидактические принципы:

- принцип гуманизации предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности: любовь к дому, близким людям. Общение педагога с ребёнком должно быть направленно на поддержание положительного эмоционального самочувствия;

- принцип культуросообразности позволяет раскрыть духовную и нравственную основу русского народа. Кроме того, речь идёт о воспитании нравственных чувств, культуры поведения по отношению к близким людям;

- принцип развития в деятельности. Для того чтобы ребёнок понял значение норм и требований, проникся соответствующим эмоциональным отношением, недостаточно объяснений и указаний педагога. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребёнка, в опыте его деятельности;

- принцип постепенности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные;

-дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Использование в работе инновационных технологий:

педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему; игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка; здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.; технологии личностно – ориентированного обучения.

Приоритеты программы:

1. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности

 2. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и христианским праздникам и их традициям. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Знакомство детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством

5. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, воспитатели решают не только природоохранные задачи, но и воспитывают любовь к каждому объекту в природе.

6. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Содержание программы

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

В отборе познавательного материала, учитываются возрастные особенности восприятия и социальная подготовленность ребёнка старшего дошкольного возраста. Планирование программы идет с учётом календаря народных праздников (Приложение 1). Результативность работы отслеживается с помощью диагностических карт (Приложение 2).

В процессе реализации программы используются такие формы работы как: занятия (игры – занятия, игры – развлечения, занятия с использованием электронных презентаций ), чтение художественной литературы, фольклорные праздники, продуктивные виды деятельности, развлечения, посиделки, выставки, экскурсии.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятий 20-25 мин.

Алгоритм занятия:

1.Занятие начинается не традиционно, приветствием с обязательным поклоном по старым добрым традициям;

2.Хореографический момент (обучение пластике движений);

3.Повторение пройденного материала;

4.Народная игра;

5.Хоровод или пение народных песен, частушек, или рисование, или лепка, или аппликация;

6.Подведение итогов;

7.Прощание, поклон.

Тематическое планирование работы по формированию основ патриотизма

детей старшего дошкольного возраста

образовательная область «Социализация»)

Месяц

 Тема занятия

 Цели

Содержание занятий

Сентябрь

Сентябрь

1.Малая родина.

Мы – Вятские.

1.Знакомство детей с историей Вятки.

2. Воспитание любви к малой Родине.

1. Игра «Круг добра»

2.Родной посёлок.

3.Вятка-Хлынов-Вятка-Киров.

4.Богатства родного края

5.Нар.игра «Горенка»

2. Великая и древняя земля Россия.

1.Знакомство детей с историей государства российского, с осенними праздниками

2. Воспитание чувства гордости за свою страну.

1.Россия – Москва - русские

2. Русь - славяне

3.Народные праздники

4.О традициях праздника «Осенины»

Нар.игра «Я хожу, брожу, пылаю у берёзового пня»

 Фольклорный праздник «Осенины»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

3.В гостях у хозяюшки.

Занятие проводиться в «русской избе»)

1.Знакомство детей с внутренним убранством избы.

2.Воспитание гостеприимства, доброты.

1.Гость в доме – хозяину радость

Внутреннее убранство избы: деревянный стол, лавки, прялка, сундук; печь, кочерга, чугунок, ухват, горшки, веник и т.д.

2. Пословицы, поговорки

3.Хор. игра «Тетёра»

4.Сказка «Лиса и журавль»

5.Не красна изба углами, а красна пирогами. Чаепитие

4.Гуляй, да примечай

экскурсия в парк)

5. «Осенний букет»

Интегр. занятие ручной труд)

6.Не будь головаста, а будь пузаста.

1.Развитие наблюдательности у детей (наблюдение за сезонными изменениями в природе)

2.Воспитание эмоционально- положительного отношения к различным осенним явлениям.

1. Подготовка к выставке

 «Осенний букет»

1. Знакомство детей с традициями праздника

«Капустник»

2. Формирование у детей опыта совместной деятельности

1.Наблюдение и беседа по вопросам: Как изменилась природа во круг нас? Какие деревья есть в парке? Нравиться ли вам осенний парк? Чем нравиться? Сентябрь – листопадник.

2. Народные приметы сентября.

3. Повторение заклички «Осень, оень в гости просим».

4. Нар. игры «Я хожу, горю, пылаю у берёзового пня»,

«Сидит, сидит Яша»

5. Сбор листьев.

6. Дидактическая игра «С какого дерева листочки?».

1.Аппликация из листьев

«Осенний букет»

1. Что означает слово «традиция», обычай.

2. О традициях праздника «Капустник» (Сергиев день)

3.Пословицы о дружбе, взаимопомощи, о труде

4. Хор. Игра «Капустонька»;

5. Хор. Игра «Гости в огороде»;

7. Русская народная одежда

8.Праздник «Капустник»

Интегрированное занятие с МУЗО)

1. Знакомство детей с русской народной одеждой.

2. Формирование уважительного отношения к традициям русского народа.

1. Знакомство детей с традициями праздника «Капустник»

2. Развитие интереса к народной песне.

1 Рассмотрение одежды (сравнение с современной)ид)ы. Учим навые считалкиужно расчитатьсяали шутили.)

2. Девичий костюм (сарафан, рубаха, кокошник).

3. Женский костюм (рубаха, понёва, запон, навершник, повойник)

4. Мужской костюм (рубаха, портки, картуз)

5.Орнамент, его назначение, оберёг

6.Игра по выбору детей.

1.Повторение хороводных игр

2. Разучивание танца «Дружные пары», «Столба»

 Фольклорный праздник «Капустник»

Октябрь

Октябрь

9.Пословицы, поговорки, приметы,

считалки,

скороговорки,

загадки

1.Знакомство детей с традициями праздника «Покров», понятием «устное народное творчество»

2.Продолжать знакомство детей с русским фольклором (считалки, скороговорки, загадки).

3.Развитие эмоционольно-положительного отношения к устному народному творчеству.

1.Праздник «Покров»

2,Приметы, пословицы, поговорки.

3. Считалки.

4.Кто лучше и быстрее скажет скороговорку?

5.Кто больше знает загадок?

6.Придумываем загадки.

7.Понятие «устное народное творчество».

10.Русские народные сказки.

11. Герои сказок

Интегр. занятие

 ручной труд

1.Продолжать знакомство детей с устным народным творчеством (сказка, докучные сказки)

3. Развитие творческих способностей (инсценирование)

1.Продолжать развитие навыков ручного труда, творческих способностей.

1.Узнаем по первым строчкам сказку, по предметам.

 Находим смысл в сказках.

2.Обыгрыванеи детьми фрагментов сказки, инсценирование.

3.Рассказ воспитателя о сказках

4. Докучные сказки.

Домашнее задание:

вместе с родителями

написать докучную сказку и нарисовать иллюстрацию к ней.

1. Лепка «Герои сказок»

2. Показ сказки сделанными фигурками.

Ноябрь

Ноябрь

12. Встреча с интересными людьми

Занятие проводиться в «русской избе»)

1.Воспитание у детей уважительного отношения

к своей семье, к семейным традициям.

2. Знакомство детей с традициями праздника «Кузьминки

В гости приглашаются несколько бабушек

1. Рассказы о семейных традициях.

2. О традициях народного праздника «Кузьминки»

3.Хор. игра «Петушок»

4.Читаем приготовленные докучные сказки

5. Чаепитие.

13. Кузьминки – об осени поминки

14. Кузьминки

Интегрированное занятие с МУЗО

1.Продолжить знакомство детей с традициями праздника «Кузьминки»

2. Формирование уважения к традициям русского народа.

1.Воспитание интереса к музыкальной и танцевальной деятельности

2.Развитие песенного и танцевального исполнительского искусства детей

1.Вспомнить традиции праздника.

2.Рассказ о домовых (Домовишко – дедушка, суседушка, хозяин – так называли его славяне)

3.Обряд задабривания домового

4. Хор. игра «Как на девичий, на праздник»

1.Хор. игра «Как на девичий, на праздник»

2. Хор. игра «Запевка»

3. Танец «Столба»

4. Для девочек «Лирический танец»

5. Отдельно с мальчиками шуточный танец «Как у нашей Дуни»

 Фольклорный праздник «Кузьминки»

Ноябрь

Ноябрь

15.Где родился - там и сгодился.

1.Продожить знакомство детей с историей родного посёлка.

2.Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в посёлке, сопричастности к этому.

1. Познакомить с историей названия посёлка, названий улиц

2. На карте посёлка обозначить улицы, где живут дети. (дети отмечают самостоятельно)

3.Беседа: Какая твоя улица? Чем она отличается от других улиц посёлка? Что бы ты сделал, чтобы твоя улица была ещё лучше, красивее?

4. Какие люди живут в нашем посёлке? Что они делают для того, чтобы прославить посёлок,

чтобы он был лучшее, красивее?

5. Пословицы и поговорки о Родине, о труде

16. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Экскурсия)

1.Развитие интереса к истории родного края, любовь к малой Родине.

1.Познакомить с достопримечательностями

родного посёлка

Домашнее задание: Рисуем вместе с родителями

«Родной посёлок»

Декабрь

Декабрь

17. «Здравствуй зимушка, зима!"

1.Расширение знаний детей о родной природе.

2.Воспитание бережного отношения ко всему живому.

1.Беседа о характерных особенностях декабря.

2.Народные приметы о зиме.

3. Загадки о зиме

4. Беседа о животных и птицах.

5. Нар. игра «Воробей»

6. Помощь птицам в зимнее время.

7. Хор. игра «Тетёра»

18. Чудесный сундучок

19. Народные музыкальные инструменты

Интегрированное занятие с МУЗО)

1.Знакомство детей с народными музыкальными инструментами.

2. Обучение игре на народных муз. инструментах

3. Развитие эмоционольно-положительного отношения к народному творчеству.

1.Продолжить обучение игре на народных муз. инструментах

2.Развитие творческих способностей с помощью народных музыкальных инструментов.

1.Рассказ о народных музыкальных инструментах, слушание звучания (ложки, трещотки, колотушки, свистульки, колокольчики, балалайка, гармонь)

2.Учимся играть на народных инструментах.

3.Пение песен под народные инструменты.

4.Дидактическая игра «Угадай по звуку».

5.Нар. игра «Курилка»

1.Дидакт игра «Угадай по звуку»

Повтор названий народных муз. инструментов.

2.Слушание народного оркестра в грамзаписи.

3.Создаем оркестр.

4. Игра на муз. народных инструментах

5. Игра «Дирижер»

Декабрь

Декабрь

20 Солнце поворачивается на лето, а зима на мороз.

1.Знакомство детей с зимними праздниками их традициями и обычаями

2. Формирование уважительного отношения к традициям русского народа.

1.Спиридон – солнцеворот.

Коляда – Солнце-младенец; Солнце - Ярило – весеннее, яркое, сильное; Солнце –Хорс, отсюда слово «хоровод»-танец во славу солнца, «хор» -песня во славу солнца)

2. Игра «Круг добра»

3.Песня « Ой ты, зимушка- зима!»

4. Хор. игра «Курилка»

5. Хор игра «Покойник»

21 Пришла Коляда – отворяй ворота

22. Солнечный символ

Интегрированное занятие Ручной труд проводиться .в «Русской избе»)

1. Продолжить знакомство с зимними праздниками их традициями и обычаями.

2. Развитие творческих способностей к инсценир.

1.Продолжить знакомство детей с зимними праздниками

2. Продолжать развитие навыков ручного труда

1. Рождество

2. Святки

3. Разучивание колядочных песенок

4. Инсценировка . «Медведь»

5. Нар. игра «Золото хоронить»

1.Изготовление солнечных символов (Солнечный символ изготавливают из ярко красных и оранжевых ниток, которые обматывают палочки, сложенные крестом)

Январь

 Святки на Вятке

1–й день «Козульки» (для детей старшей группы)

2–й день «Святки на Вятке» (для детей старшей группы и их родителей)

3-й день «Святочные увеселения» (для детей других групп и сотрудников)

4-й день «Святочные гадания» (для детей старшей группы)

Январь

Январь

23. Январь - году начало, зиме – середина

24.Красоты зимнего леса

Экскурсия)

1.Расширение знаний детей о родной природе.

2. Развитие эмоционольно-положительного отношения к народному творчеству.

1.Расширение знаний детей о родной природе. 2.Воспитание бережного отношения ко всему живому.

1. Природные явления и погода января (приметы)

2.Знакомство со сказкой «Два мороза», «Морозко»

3. Обсуждение, беседа по сказкам

4.Нар. игра по выбору детей

1. Наблюдение и беседа.

2. Нар. игра «Два мороза»

25.Богатыри земли русской.

1. Знакомство детей с богатырями земли русской, их одеждой и оружием.

2.Формирование у детей интереса к истории нашей Родины.

3. Воспитание уважительного отношения к русским воинам

1.В мирное время люди трудились, а когда наступал враг, воины шли защищать свою землю (исторические события)

2. Рассказ воспитателя о богатырях, изображённых на картине Васнецова «Богатыри»

3.Одежда богатырей

4.Оружие богатырей.

5.Дидакт. игра «Богатыри»

6.Рассказ о подвигах Ильи Муромца (чтение былины об одном из подвигов)

7.Обсуждение.

Февраль

26. Богатыри земли русской

27. Богатыри

Интегрированное занятие с ИЗО

1.Продолжить знакомство детей с богатырями земли русской

2.Воспитание эмоционально – положительного отношения к защитникам, воинам,

3. Формирование желания подражать защитникам родины, походить на них: быть смелыми, сильными, благородными, любить свою Родину.

1. Продолжить знакомство с богатырями земли русской

1. Рассказать чем прославился Добрыня Никитич, Алёша Попович.

2.Работа над понятиями: «былина» «богатыри».

3. Богатырские соревнования

4. Рассуждения детей на вопросы: «Есть в наше время богатыри? Чем они знамениты?

Чем похожи на былинных богатырей, чем отличаются?»

1. Чтение былины на выбор.

2.Рисуем иллюстрации к былинам

3. Народная игра по выбору детей.

Февраль

Февраль

Февраль

28.Сретенье – зима с летом встретилась

1.Знакомство детей с традициями праздника.

2.Знакомство детей с различными видами хороводов.

2. Продолжать формирование уважительного отношения к традициям русского народа.

1.Это праздник, посвященный весеннему солнышку (15 февраля), В этот день зима борется с лето, приметы. Вспоминаем имена Солнца.

 Обычно ребятки выбегали на «сугробы» закликали солнышко.

2. Учим заклички.

3. Что такое Хоровод?

4.Учимля водить хоровод (постановка корпуса; девочки, «как лебёдушка», мальчики «ясным соколом»; открывание рук – значит мы желаем создать круг, друг другу добра, улыбаемся др. другу; продвижение по кругу: сильное солнце – с декабря по июнь- идем в левую сторону с левой ноги, слабое солнышко – с июня по декабрь – в правую сторону с правой ноги)

5.Виды хороводов: узорные; трудовые, игровые; водим хороводы.

29. Кукла – дух рода

30. Кукла - скатка

Интегр занятие Ручной труд пров. в «русской избе»

1. Знакомство детей с обереговым значением куклы в сказках

2.Формирование ценностного отношения к

семье

3. Воспитание отзывчивости и уважительного отношения к матери.

1. Изготовление кукол - скаток

. Я- семья – родственники

2. Семья вместе, так и душа на месте

3. Чтение сказки «Василиса

прекрасная»

4. Беседа – обсуждение, работа над понятием: оберёг, дух рода.

5. Хороводные игры по выбору детей

1. Учимся делать кукол-скаток

2. Обыгрывание кукол

31. Весёлая Масленица

1.Знакомтсво детей с традициями праздника.

2. Продолжать формирование уважительного отношения к традициям русского народа.

1. О традициях праздника.

2. Дни недели имеют свои названия.

3.О смысле прощёного воскресенья – простить, не держать обид.

4. Разучиваем обрядовые песни

5. Водим хороводы

6. Обсуждение, идеи по проведению праздника, кого пригласим на праздник.

Масленичная неделя

1 –й день – Встреча (изготовление куклы Масленицы, заклички, катание с горок)

2 – й день- Заигрыши (соревнования, катание на санках и лыжах)

3- й день – Лакомка (носим Масленицу по участкам, славим её, нар. игры, угощения)

4 –й день Широкий четверг (соревнования, катание на лошадях, масленичные песни)

5-й день Праздник «Весёлая Масленица»

Март

Март

32. Встреча с интересными людьми

Занятие в «русской избе»)

1. Продолжить знакомство с семейными традициями, с разнообразными профессиями

2. Закрепление представлений детей о семье, о семейных традициях, о разных профессиях.

1.Пригласить мам и пап рассказать о семейных традициях, о своих профессиях

Занятие по подгруппам (мальчики и девочки)

2. Мастерим по желанию мам. Учимся заваривать чай с девочками. (для девочек)

3. Мастерим по желанию пап (для мальчиков)

4. Пословицы и поговорки о семье, о труде, о трудолюбии

33Праздник

«Жаворонки»

34.Праздник «Жаворонки»

Интегрированное занятие с МУЗО)

1. Знакомство детей с традициями праздника «Жаворонки».

2.Расширение знаний детей о родной природе.

3. Развитие эмоционольно-положительного отношения к народному творчеству.

1. Развитие творческих способностей.

3. Формирование эмоционольно-положительного отношения к народному творчеству.

1. Природные явления, приметы.

2. Рассказ о традициях праздника.

3. Учим заклички (для солнышко, для птиц)

4. Хоровод «Веснянка»

5. Хор. Игра «Летели птички»

1.Заклички

2. Хоровод «Веснянка»

3. Хор. Игра «Летели птички»

4. Хор. Игра «Золотые ворота»

 Фольклорный праздник «Жаворонки»

Март

35.Народные промыслы России

1. Знакомство детей с промыслами России.

2. Формирование чувства восхищения у детей при рассмотрении предметов народных промыслов.

1. Знакомство в общих чертах с народными промыслами России.

2. Показ картинок, слайдов, вещей.

3. Дидактическая игра «Найди картинку»

4.Социняем сказки на тему «Как появились эти прекрасные

вещи»

Апрель

Апрель

36.Пасха

1.Знакомство детей с традициями праздника Пасха

2. Продолжить формирование уважительного отношения к традициям русского народа.

1. Традиции праздника «Пасха»

2.Народные приметы.

3. Целование – Христование на пасху

4.Обрядовая еда

5. Яйца на Пасху и игры с ними

6. Роспись яиц.

37.Ярмарка «Вятская свистунья»

38. Дымковская игрушка (интегрированное занятие ручной труд)

1.Знакомство детей с традициями ярмарки «Вятская свистунья»

2. Развитие творческих способностей к инсценировке.

1.Знакомство детей с историей создания дымковской игрушки,

2.Воспитание любви к родному краю

1. Познакомить детей с вятским праздником «Вятская свистунья»

2. Разучивание и инсценировка докучных сказок .

3. Частушки.

4. Хороводы

5. Нар. игры

1.Рассказ о п.Дымково, о дымковской игрушке, мастера

2.Дидактическая игра «Дымка»

3.Дымковские мастера

Лепка дымковской игрушки)

4. Нар. Игра

Домашнее задание:

Мастерим с родителями поделки для ярмарки.

Апрель

Апрель

39 «Вятская свистунья»

1. Воспитание любви к родному краю

2. Развитие организаторских способностей у детей, умений использовать полученную ранее информацию о празднике и его традициях на практике

2.Формирование умений договариваться и согласовываться с действиями других детей, ценности сотрудничества

1. Придумываем и обсуждаем идеи по проведению праздника

2. Обдумываем костюмы.

3. Обсуждаем оформление веранд, приглашений на праздник, необходимых атрибутов праздника.

4. Деление детей на подгруппы определить их работу к подготовке праздника, выбор ответственных в подгруппах.

5. На выбор детей делаем поделки к ярмарке.

6. Игры по выбору детей

40 «Вятская свистунья»

Интегрированное занятие с ИЗО

1. Продолжить знакомство детей с традициями дымковской росписи

1. Роспись игрушки из глины.

2.Подготовка к ярмарке

повторение пройденного материала)

Ярмарка «Вятская свистунья»

Май

41.Экскурсия в школьный музей

1.Продолжить знакомство с историей родного поселка, со знаменитыми людьми, с русской народной одеждой, с промыслами России. 2.Воспитание любви к родному краю

1. Знакомство со школьным музеем, со старинными вещами, собранными в музее, фотографиями, со знаменитыми людьми

Май

42. «Троицкие гулянья»

1.Знакомство детей с традициями праздника

«Семик»

 2. Формирование уважительного отношения к традициям русского народа.

1. Традиции, обряды и обычаи праздника «Троицкие гулянья» (Зелёные святки, русалочья неделя, смысл поклонение природе, праздник берёзки.), праздника Троица

2. Песни о берёзке

3. Хороводы.

Май

43. «Троицкие гулянья»

44. «Троицкие гулянья»

Интегрированное занятие МУЗО)

1. Формирование способностей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность

3. Развитие умения использовать полученную ранее информацию о празднике и его традициях на практике.

1.Развитие творческих способностей.

1.Продумываем и обсуждаем ход праздника

2. Обсуждаем костюмы, необходимые атрибуты праздника

3 Обсуждаем оформление веранд, приглашений.

4. Деление детей на подгруппы определить их работу к подготовке праздника, выбор ответственных в подгруппах

5.Игра на выбор детей.

1. Подготовка к празднику

 (Повторение репертуара)

 Фольклорный праздник «Троицкие гулянья»

Май

 45. Ум – хорошо, а два лучше

1. Формирование умений договариваться и согласовываться с действиями других детей, ценности сотрудничества

2.Развитие эмоционольно-положительного отношения к народному творчеству.

 Итоговое занятие – викторина

Ожидаемый результат:

-дети становятся более приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их;

-придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, быстро, доводят дело до конца, оказывают помощь товарищу, активно реагируют на предложение играть, трудиться вместе, замечают нарушение тех или иных правил порядка, стараются эти нарушения устранить;

-становятся более самостоятельны и инициативны в разных сферах деятельности;

-прослеживается эмоционально – положительный тон общения, атмосфера дружелюбия, взаимной заботы и внимания;

-используют полученную информацию в разных видах деятельности.

-дети имеют представление о своей родовой и половой принадлежности, аргументируют её по существенным признакам (общечеловеческие, женские, мужские качества, особенности проявления чувств и эмоций); о близких и дальних родственниках; особенности их взаимоотношений, о социальной функции семьи, их родственных связях; о нормах и правилах поведения людей разного пола в семье; о социальной значимости труда взрослых в детском саду.

-оценивают собственное поведение, поступки литературных героев с позиций полоролевых стереотипов; стремятся подражать им.

-имеют представления о последовательности событий в жизни человека, посёлка, страны; о происхождении названий улиц; о развитии человеческой цивилизации (транспорт, жилище, бытовые условия); об исторической сущности норм и правил поведения; о значимости каждого человека в жизни других людей.

- владеют языком фольклорных произведений, умеют рассказывать сказки, использовать пословицы и поговорки.

 http://s015.radikal.ru/i330/1405/85/b949cfcd4859.jpg

Методы работы по формированию основ патриотизма детей 5-6 лет,

применяемые на занятиях по народной культуре в процессе

подготовки детей к фольклорным праздникам.

1. Наблюдения (например, позволяющие видеть изменения в облике посёлка, улицы и т.п.).

2. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нуж

Фотогалерея
Вакансии

Поиск
Вход на сайт